Градостроительное развитие в роли документа европейской истории
Основание поселений стало исторически возможным лишь тогда, когда много тысяч лет назад кочевники научились использовать семена и стали оседлыми. Если поселки располагались пересечении торговых путей, они превращались в рыночные и торговые центры. Социально-экономические и политико-правовые условия также были важными факторами, определяющими формирование городов. (Подробные данные о развитии численности населения Вены в конце текста).
История определяет облик города
Вена отличается тем, что история в крайне высокой степени отражается в архитектуре города. Градостроительное развитие не в последнюю очередь отражает основные вехи европейской истории. Эта временная арка распростирается от средневековья с готическими кафедральными соборами, через символы мирской власти в эпоху ренессанса и барокко, до доминирующего образа города периода грюндерства в конце 19 века.
В 1857 году было принято решение снести бастионы, которые окружали внутренний город. Данное решение до сегодняшнего дня оказывает глубокое влияние на структуру города.
На месте просторных лугов вокруг венца городской стены появилась улица Рингштрассе, при помощи которой монархия поставила себе памятник, знаменитый во всём мире до сегодняшних дней.
Взгляд в градостроительное прошлое того или иного города необходим, поскольку знание собственной истории требуется, чтобы осознанно принимать решения в настоящем; решения, которые могут оказать за собой серьёзное влияние на всё происходящее в городе для последующих поколений.
В Вене находится ряд объектов, признанных UNESCO в качестве мирового культурного наследия, поэтому актуальной является, с одной стороны, задача сохранить историческое архитектурное наследие, а с другой, обеспечение, пусть сдержанного, внутригородского развития и перспективной архитектуры, как того требует современный город.
Новая ситуация – новая стратегия
Для Вены в начале 90-х годов возникла новая, вряд ли ожидаемая ситуация, с которой столкнулось городское планирование. После десятилетий снижения численности населения, что в соответствии с планом развития города 1984 года отразилась в прогнозах по численности населения в цифре 1,4 миллиона жителей к 2001 году, такие прогнозы в начале 90-х годов пришлось существенным образом пересмотреть. С 1987 по 1994 год количество жителей возросло на 120.000 человек, и сегодня население Вены составляет ок. 1,66 миллионов человек. Причины столь стремительного роста населения – в положительном балансе движения населения, в усилившемся притоке населения, в том числе беженцев из-за военных действий в бывшей Югославии.
Падение железного занавеса осенью 1989 года и связанное с этим новое геополитическое положение Вены, а также вступление Вены в Европейский Союз в начале 1995 года способствовали как росту населения, так и переменам в развитии Вены, что отразилось прежде всего в сильно возросшем спросе на жилую площадь и рабочие места. До конца 80-х годов производительность жилищного строительства субсидируемых квартир упала до 4.000 в год. Возросшие требования к качеству жилья, а также тенденция усиленного спроса, в том числе и в связи с увеличением числа (одиночных) домашних хозяйств, стали дальнейшими причинами возросшей потребности в субсидируемых квартирах в новостройках в начале 90-х годов.
Изменившиеся для Вены условия привели в начале 90-х годов к решению Венского городского правительства увеличить количество субсидируемых новостроек до 10.000 квартир в год. Это потребовало переработки плана развития города («Stadtentwicklungsplan» - STEP) 1984 года, в котором основное внимание в развитии города было сосредоточено на обновлении и повышении качества жизни в густо застроенных районах города.
STEP 94 задаёт направление
«Определяющие направления для развития города Вены» были заново разработаны в 1991 году.
Новая транспортная концепция Вены, в который был интегрирован разработанный заново план развития города (1994 г.), была выработана и принята Советом общины вместе с планом развития города в 1994 году.
Город Вена поставил своей целью, повысить Modal Split (т.е. разделение движения между моторизированным личным и общественным транспортом, передвижением на велосипедах и ходьбой пешком) в ежедневные часы пик в пользу экологичных видов транспорта, к которым причислялись общественный транспорт, пешеходное движение и велосипедный транспорт. При этом наряду с планировочными работами и инвестиционной деятельности большое значение отводилось начавшемуся в 1993 году и закончившемуся в 1999 году обустройству площадей для парковки.
STEP 94 преследовал цель далее продвигать работы по перестройке города в густо застроенных районах Вены, кроме того, спрос на квартиры должен был покрываться качественными по планировке и полностью благоустроенными по инфраструктуре проектами, по возможности с расположением близко от остановок общественного транспорта, в зоне расширения города. Важным принципом философии развития города Вены является плавное обновление города в густо застроенных районах, ремонтные работы и разрежение дворов стоят при этом на переднем плане.
Площадь Урбан-Лориц
Существенной мерой для повышения качества в архитектурной сфере является проведение архитектурных и градостроительных тендеров в общественной сфере. Это распространяется, наряду с социально субсидируемым жилищным строительством, прежде всего на сферу социальной инфраструктуры – например, детские сады и школы.
Другим важным моментом плана развития города Вены является сохранение больших связанных зон зелёных насаждений. 52 процента городской территории Вены составляют зоны зелёных насаждений и их необходимо сохранить для будущих поколений. Эта - по сравнению с другими странами в мире - высокая доля зелёных насаждений способствует высокому качеству жизни в Вене.
Развитие производственных площадей и потребность в них
Значительный интерес для политики развития города представляет развитие потребности в площадях предприятий Вены в таких отраслях, как ремесло и промышленность, торговля, услуги и транспортная экспедиция.
Резкий скачок спроса на офисные площади
Спрос на офисные площади невероятно активизировался вследствие расширения многочисленных предприятий и растущим значением Вены как местоположения восточноевропейских головных офисов международных фирм. Основным спросом пользуется южная часть Вены, а также помещения, расположенные вдоль линий метро, прежде всего U 1 (Лазаллештрассе и Ваграмер Штрассе), U 6 (Дрезденер Штрассе или Флоридсдорф), U 3 (Зиммеринг) и U 2 (Выставочный центр, Стадион).
Участие граждан в архитектурном планировании города
Участие граждан – понятие, которое в начале 70-х годов в Вене ещё не входило в словарный запас городских архитекторов. В последние два десятилетия оно приобретает всё большее значение и уже стало неотъемлемой составной частью любого более менее крупного проекта развития города.
Традиционный контур регулировщиков городской застройки, включающий инвесторов, управленцев и политиков, был разорван и расширен за счёт включения в него жителей города и тех, кого застройка непосредственного касается.
Планы городской застройки с гражданским обсуждением
Пример: Планирование Дунайского острова
Планирование Дунайского острова в начале 70-х годов положило начало открытой процедуре планирования для Венских крупных проектов. Однако привлечение граждан ограничивалось, в сущности, только широко подаваемой информацией. Планирование проводилось административными внутренними и внешними планировщиками. Примечательным при этом было то, что мероприятие, изначально разработанное исключительно для задержки паводков, трансформировалось в крупнейший проект Вены в сфере отдыха. Вдоль 25-километрового участка так называемого Нового Дуная, качество воды которого соответствует требованиям к водоёмам для купания, в отдельные дни насчитывается до 300.000 отдыхающих.
Территориальное кураторство и частичная реконструкция города
Проектный характер имело, безусловно, начавшееся в начале 70-х годов возведение так называемых заведений территориального кураторства. Объекты регионального кураторства в густо застроенных районах эпохи грюндерства представляют собой связующее звено между городским планированием, ремонтом и реконструкцией домов и населением, которого это касается. Параллельно этому была разработана модель плавного обновления города, предполагающая вместо сноса и новостройки, по-возможности, бережные ремонт и реконструкцию объектов при максимальном сохранении структуры проживающего контингента. В рамках территориального кураторства жители могли вносить конкретные идеи и представления, основным моментом, однако, однозначно является сфера сервиса для граждан. Деятельность городского планирования в данной сфере осуществляется в тесной связи с профилактической социальной работой. Данная форма малоформатного учета интересов граждан относится, безусловно, к неброским, однако, в конечном итоге, очень эффективным формам участия граждан в делах города.
Источник: «Вена – компактная история города», Иоганнес Заксленер
|