апрель, 2003
Мимо святая святых великой Монархии К. и. К. (Кайзер и Кёниг, в переводе Император и Король), замка Хофбург, не удавалось ещё пройти никому из венских туристов. Знакомство с ним, довольно запутанным по планировке, состоящим из нескольких зданий, дворов и площадей, ведет через многие эпохи, культуры и судьбы. Хофбург возник как средневековый замок (от которого сегодня осталась лишь Бургкапелла), и жители Вены до сих пор коротко называют его Бург (Замок). Хофбург – постоянная Резиденция австрийских императоров вплоть до 1918 года – отстраивался поэтапно, по мере усиления власти Габсбургов и по мере расширения территории, которой они управляли. В этих величественных застройках можно найти следы самых различных стилей и времен, вплоть до двадцатого столетия. Первое упоминание о Хофбурге встречается уже в 13-м веке. Леопольд VI Бабенбергер решил построить себе на месте нынешнего Хофбурга новый замок. Два столетия спустя, как свидетельствуют описания, Бург был настоящей стратегически важной крепостью. Порой она служила своим владельцам и для защиты от своих подданных. Так, в 1462 году здесь выдержал тяжелую осаду германский император Фридрих III (его гробница находится в соборе св. Стефана): против него восстал город, поддержавший в борьбе за власть его брата и соперника, эрцгерцога Альбрехта.
Самая старая часть Хофбурга – это Швайцерхоф (Швейцарский двор); название его возникло позже, во времена Марии Терезии: когда-то там размещалась швейцарская гвардия — личная охрана императрицы. Здание, выходящее на этот двор – Старый Хофбург. Ведущие в Швайцерхоф Швейцарские ворота, построенные в XVI веке, пожалуй, самый интересный памятник Вены эпохи Ренессанса. Они воспроизводят классический тип парадной арки, пришедшей в итальянское искусство Возрождения из Древнего Рима. Назначение ворот – не только парадное или декоративное, по бокам арки находятся два круглых отверстия, в которых вставлены шары: сюда прикрепляли цепи подъёмного моста, ведущего в настоящую крепость.
Ныне в старом Бурге помещаются палаты светских и духовных ценностей — замечательный музей, где хранятся многие образцы ювелирного искусства прошедших веков. Среди них – корона, держава и другие римские и германские реликвии, сокровища Габсбургов. Швейцарские ворота выходят на Иннерер-Бургхоф (Внутренний двор Бурга), или, как его ещё называют, площадь Инден-Бург ( В Бурге ); в прошлые времена она играла важную роль в жизни города (на ней устраивали турниры, здесь происходил и публичный суд). Против Швайцерхофа — тёмно-серый дворец Амалии (вдовы императора Иосифа 1). В целом, застройка дворцового ансамбля шла довольно медленно. В XVI веке были построены Штальбург и Амалиентракт, в XVII веке – Леопольдинский тракт. Если английский путешественник ещё в 1668 году писал, что Императорская резиденция в высшей мере превосходна, великолепно и роскошно сооружена , то в новую эпоху это великолепие, видимо, казалось недостаточным. Карл VI (1711 – 1740) предпринял в Хофбурге новое строительство, к которому были привлечены лучшие архитекторы. Среди них два блистательных зодчих — Бернхард Фишер и Йоганн Хильдебранд. Ими в XVIII веке были возведены здание Рейхсканцелярии, Дворцовая библиотека и Школа верховой езды. Тем самым площадь Иосифа (Йозефплатц) приобрела свой современный вид. Памятник Императору Иосифу II, правившему с 1780 – 1790 гг., который копирует статую Марка Аврелия на Капитолии в Риме, был отлит в 1807 г.
Лишь в XIX веке на месте разрушенного старого Бургтеатра удалось закончить Михазлертракт, явившийся гармоничным завершением архитектурного комплекса, и оформить выход на Михаэлерплатц парадной аркой. Под его величественными куполами ведёт проезд через двор прямо на Хельденплатц (площадь Героя), к одному из мест остановки венских фиакров.
И, наконец, последний этап строительства представляет Новый Бург, построенный на рубеже XIX и XX веков. Со своими симметричными, как бы охватывающими площадь Героев крыльями и арками, соединяющими их с двумя большими музеями, Новый Бург должен был бы стать Императорским форумом , но осуществлению этих планов помешал развал империи. Австрийская монархия – это далёкая история, но отголоски ушедших времен позволяют нам порою прикоснуться к ней и почувствовать нашу с ней сопричастность. Относительно недавно, в 1989 году, в императорской усыпальнице была похоронена последняя монархиня Австрийской империи, супруга кайзера Карла Зита. А история с её младшим сыном, проживающим в Мексике Феликсом Габсбургом-Лотарингским, взбудоражила в начале нынешнего года австрийскую общественность. Дело в том, что прямым потомкам Габсбургов, не отказавшимся от претензий на власть в Австрии, Правительство Республики запретило въезд в страну. И всё же сын последней императорской четы, ныне преуспевающий бизнесмен Феликс, справедливо понадеялся на то, что никто при пересечении границы не будет перелистывать его действительный австрийский паспорт. Так оно и оказалось. Но если бы кто-нибудь подотошнее решил полистать этот документ, то обнаружил бы в нем ... запрет на въезд в Австрию.
Получилось, что Феликс Габсбург незаконно въехал в страну. Этот полукурьёзный прецедент, давший богатую пищу для ударных материалов на телевидении и в прессе, был урегулирован бундеспрезидентом Австрии Томасом Клестилем в правительственной палате Хофбурга; именно там, где некогда управляли державой члены семьи предпринимателя нелегала . Его старшему брату, Отто Габсбургу, въезд в Австрию тоже заказан, однако он находит применение своей политической активности как депутат Европейского Парламента в Брюсселе. 13 октября новый член Европейского сообщества Австрия впервые выбирал своих представителей в этот парламент. И другой потомок Габсбургов, внук последнего кайзера Карл, уже выставил свою кандидатуру от VPE – фоллькспартай (Народной партии Австрии). Здание Государственной канцелярии Хофбурга по сей день служит правительственным структурам Австрии: в частности, здесь находится кабинет бундеспрезидента Австрии, важнейший венский конгресс-центр. В остальных помещениях сегодня работают различные музеи и выставочные залы, открытые для публичного посещения; капелла, где выступает знаменитый Венский хор мальчиков, а также различные службы и квартиры.
Нельзя обойти вниманием и принадлежащее Хофбургу здание Конюшен (Штальбург), бывшее ранее за пределами Бурга и связанное внутренним переходом с одним из корпусов, выходящих на Йозефсплатц. Ещё в XVI веке в Австрии была выведена особая, так называемая испанская порода лошадей, и стало развиваться мастерство верховой езды (первоначально — для военных целей). До нашего времени оно дошло в виде виртуозного конного балета , который исполняют те самые липиццанские жеребцы действующей и поныне Испанской Школы верховой езды. Для нужд этой школы известный архитектор Фишер-Младший возвёл здание (часть нынешнего Михаэлертракт), в котором помещается знаменитый манеж – зал для представлений Школы. Это обширное помещение (55 м длины, 18 ширины и 17 – высоты) классической формы. Четырехугольник партера окружен высоко приподнятой галереей с местами для зрителей; ее колоннада несет балкон верхнего яруса. В былые времена в этом зале проводились праздники, давались концерты. Во время Венского Конгресса здесь дирижировал великий Бетховен. Здание бывшей Придворной, ныне Национальной библиотеки – художественно наиболее совершенная часть Хофбурга. Во всю длину его верхних этажей тянется колоссальный Парадный зал. В нем такая чудесная акустика, что можно устраивать концерты (когда-то здесь дирижировал сам Моцарт). Библиотека и по наши дни — крупнейшее книгохранилище Австрии. Оно накапливалось веками, начиная с личного собрания книг и рукописей Габсбургов, существовавшего уже в XVI веке. Уникальное собрание нот, коллекция папирусов, карты, портреты – не говоря уже о колоссальном книжном фонде – таковы богатства венской Библиотеки.
Хофбург – это величественный город в городе , в котором слились воедино века австрийской истории.
Оксана Полянская
|