Австрийский киноландшафт многогранен. Между китчем и печалью, высоким искусством и популярной комедией: австрийские производители кино стараются соединить оба полюса. И их усилия всё чаще и чаще вознаграждаются.
Graz
Graz на интерактивной карте
24 февраля 2008 года, Лос Анжелес, США. Вручение Оскара за лучший иностранный фильм. Среди номинантов есть также и австриец: Стефан Рузовский. В его фильме еврейский фальшивомонетчик решает моральную дилемму. В концлагере он должен подделывать банкноты для нацистов, противников Германии, и должен тем самым финансировать свою собственную гибель.
Дилемма возникла и у журналистов. Что произойдёт, если Рузовский получит Оскара за „Фальшивомонетчика“? Будет это первым по счёту Оскаром в пользу Австрии или тридцать третьим? Ведь прежние оскароносцы Билли Уайлдер, Фред Циннеманн, Макс Штайнер, Эрих В. Корнгольд, Петер Циннер, Максимилиан Шелл и некоторые другие, тоже выросли в Вене, но после 1938 года бежали из страны.
В 2009 году на получение Оскара, в качестве лучшего иностранного фильма снова был номинирован австрийский фильм, снятый большей частью в Вальдфиртеле, - фильм „Реванш“ Гётца Шпильманна. Пусть он и не получил Оскара, но напоминающий античную трагедию фильм удостоился многих других наград.
В 2010 году в голливудском списке кандидатов на получение Оскара снова три австрийца: фильм Михаэля Ханеке „Белая лента“ уже получил в Каннах Золотую пальмовую ветвь . За свою роль эсэсовца в картине „Бесславные ублюдки“, как лучший актёр второго плана, был награждён Кристоф Вальц, так же получивший ранее приз Каннского фестиваля за лучшую мужскую роль.
Это похоже на австрийское кинематографическое чудо. Хотя, не так давно кинематографические успехи Михаэля Ханеке, Ульриха Зайдля и Барбары Альберт уже отмечало издание New York Times, назвав их „Feel Bad Cinema“. Ведь их творения обязаны своим успехом именно печали и безысходности. Но, наряду с течением, получившим название „австрийского Nouvelle Vague“, для кинопроизводства в Австрии характерно также старание умело передать хорошую историю или очаровательный комизм.
Как все начало...
К этому был долгий путь: до 1960-х в Австрии снималось бесчисленное количество хроникальных, опереточных и музыкальных фильмов, определявших образ Австрии, который продолжает оказывать влияние и по сей день. Так, экранизация мюзикла „Sound of Music“ (1965) считается одним из самых популярных фильмов во всём мире, однако, большинство австрийцев фильм никогда не видели. Он пользуется большей популярностью в США и азиатских странах. Постоянно демонстрируются фильмы про молодую императрицу Сиси с Роми Шнайдер. И хотя эти картины остались далеко в прошлом, их клише, связанные с Австрией продолжают жить.
С 1990 до 2000
1990-е годы в Австрии определяли фильмы-кабаре. Эти картины имеют такое же значение для Австрии, как и советские кинокомедии для русских: их знают целиком наизусть или, по крайней мере, важнейшие цитаты. Но насколько коммерчески успешными фильмы-кабаре были у себя на родине, настолько мало им досталоь международного внимания. Успехи на фестивалях праздновали другие фильмы: „Пианистка“ Михаэля Ханеке и „Самые жаркие дни года“ Ульриха Зайдля.
С начала нового тысячелетия стали заметны перемены. Такие фильмы, как „Приди, сладкая смерть“ „Северная окраина“, „Слизни“ или „Через три дня ты умрёшь“ наглядно показыают, что искусство и развлечение не обязательно должны противоречить друг другу. Прямо-таки сенсационным был неожиданный успех в 2007 году. Небольшой документальный фильм Эрвина Вагенхофера о пищевой промышленности
„We feed the world“ попал в самую точку, так же, как последующий фильм „Let´s make money?“, впечатляющее обвинение против финансового хозяйства и капитализма.
Множество номинаций и наград Оскар являются почти логическим следствием длительного периода развития от безоговорочного развлекательного кино послевоенного времени к почти столь же безоговорочному высокому кино 1980-х и до настоящего качества повествования.
Австрия - популярное место для киносъёмок
За успех австрийского кино – как меланхоличного, так и весёлого – по меньшей мере, один аспект всегда постоянен: многообразие мест съёмок, которое едва ли какая другая страна может предложить. Разнообразный ландшафт, на фоне которого уместны как романтические комедии, так и горные драмы, с историческими дворцами и замками, монументальными монастырями, господскими особняками и самобытными крестьянскими дворами, а кроме того оживлённые города с современной архитектурой. Все эти места постоянно арендуются иностранными кинокомпаниями для производства фильмов. Для индийских кинопроизводителей, которым особенно нравятся горы в качестве заднего плана, Австрия вообще является „Вожделенным местом“.
|