logotype

Небольшой экскурс в историю австрийского костюма
Австрия - Культура, религия, традиции

небольшой экскурс в историю австрийского костюма

апрель, 2008


Что значит «трахтен»? Слово «трахтен» происходит от немецкого слова «Tragen» – «ношение», старонемецкого «traht (a)» или «dracht»: то есть то, что носится.

Названия отдельных элементов национального костюма:

BSCHEISSERL – нижнее платье
FILZPATSCH'N – тапочки из мягкого войлока
FLORL – шелковая лента / ожерелье к костюму
HAFERLSCHUAH – ботинки
HEMAD – рубашка
HITZGWANDL – сарафан
JANKER – куртка
JOPPERL – короткая куртка
KITTL – юбка
KITTLBLECH – отделочный материал на юбке
LEDERNE – кожаные брюки
LEIBLKITTL – сарафан
LEIBROCK – сарафан
LEINWAND – лен
PFOADL – рубашка
SCHLADMINGER – куртка из мятого лодена
SCHURZ – фартук
STUTZ'N – чулки
ROCK – 1. жакет (деталь одежды для мужчин),
2. юбка (деталь женского гардероба)
WALKJANKER – вязаная куртка
WETTERFLECK – пончо / накидка

На протяжении столетий городская мода оказывала влияние на крестьянский костюм и наоборот. Веками крестьяне, малообеспеченные граждане, торговцы и ремесленники, то есть основная часть населения, имели право носить одежду только из производимых в стране материй не очень высокого качества. Окрашивание ткани, вышивка, серебряные цепочки или красные шелковые ленты были просто запрещены (1500 г.). Лишь в 1730 году впервые было разрешено украшать одежду белым и черным кружевом, в то время как дорогие окантовки и шелковые чулки использовать все еще запрещалось, а нарушителям этого указа грозило наказание или штраф. В 1752 году крестьянам наконец-то было позволено надевать шелковые шарфы, которые они, собственно говоря, носили уже давно. От используемого материала зависел и цвет одеяний – крестьянская одежда была пошита из коричневого, черного или серого грубошерстного сукна.
Рубашки и вороты шились из белого льна, праздничные рубахи были ярко-красными. В XVII веке, а также еще долгое время спустя, мужские кафтаны, брюки, женские платья, корсажи, чулки и даже подошвы обуви были красными. Это те изначальные цвета национальной одежды, которые сохранились вплоть до современности.
Резные формочки служили для нанесения различных узоров на полотно. Разнообразие рисунков на трахте и по сей день поражает воображение. Цвет и вид материала, из которого был изготовлен костюм, обуславливались не только временем – они также характеризовали возраст его обладателя и подчеркивали сословную принадлежность. С цветом одежды изменялись также и ее формы. После красочных костюмов средневековья весь мир облачился в одежду мрачного черного цвета, типичного для испанских придворных нарядов. Эта мода дошла и до самых отдаленных горных долин страны.
Следующее изменение национального костюма произошло при баварском короле Людвиге XIV, прозванном Король-Солнце, который ввел в моду разнообразие цветов и форм в стиле барокко по всей Европе.
Потом эстафету подхватили армии Наполеона, полевая форма которых стала прототипом одежды для армий всех крупных держав.
Городские жители и крестьяне делали все возможное, чтобы соответствовать новым тенденциям. Однако, несмотря на стремление подражать, в крестьянском сознании над модными веяниями нередко брало верх желание сохранить в костюме какую-то ноту, типичную для родной местности. Для того, чтобы новая мода прижилась, требовалось очень много времени, но еще больше времени требовалось, чтобы окончательно избавиться от нее.
Издревле трахт практически в унифицированном виде был распространен даже в отдаленных друг от друга областях, что обуславливается, скорее всего, тем, что эти регионы находились во власти одних и тех же господ.
Только начиная с середины XVIII столетия в различных областях стал развиваться свой особый трахт. Правда, эти различия в национальном костюме можно проследить только на уровне регионов, но не деревень.
В конце XIX века в Баварии были образованы специальные союзы, целью которых являлось сохранение и распространение костюма жителей горных регионов. Австрия последовала этому примеру – в результате вплоть до Второй мировой войны почти всё в союзах национальной одежды было пронизано баварским дыханием: сам костюм, песни, а также танец. В то же время Леопольд Брандауер, отважный «хранитель старины», ввел в моду в Зальцбурге короткие кожаные брюки, зеленую полотняную куртку и вязаный жакет – тот трахт, который был типичен для Баварии. Модницы из Мюнхена, Вены и Зальцбурга предпочитали «мизбахер трахт» с черным корсажем и серебряной шнуровкой .
Австрия и Бавария принадлежат к числу немногих стран, в которых и по сей день имеются «островки» национальных костюмов. Это местности, в которых и сегодня носят костюмы в их первозданном виде. Самыми известными считаются «брегенцвельдер трахт», «монтафонер трахт», «вельзер трахт», «мизбахер трахт» и «верденфельзер трахт».
Даже сам император Карл Великий высоко ценил стиль одежды простых сельских жителей. Тем не менее, его тенденцию к простоте поддерживали далеко не все придворные вельможи – уж слишком сложно им было противостоять соблазну носить великолепные византийские шелка. Тогда Карл, как гласит одна из легенд, прибегнул к хитрости: он взял свою свиту, разодетую в роскошные костюмы, на охоту. Аристократическому обществу пришлось весь день под дождем и ветром следовать за своим императором, и, когда они вечером возвратились в замок, их некогда шикарные шелковые наряды превратились в мокрые тряпки и просто нелепо висели на телах благородных господ. Костюм же Карла из лодена (валяная шерсть. – Прим. ред.) и овчина прекрасно выглядели, несмотря на испытание непогодой, которое им пришлось перенести.
Похожие причины побудили последнего рыцаря – императора Максимилиана I – переодеться самому и переодеть верных ему слуг в охотничью одежду, которая очень похожа на крестьянскую. И в течение последующих столетий практичные серо-зеленые костюмы обычных охотников демонстративно носили эрцгерцог Иоганн Австрийский, император Франц Иосиф I и правящее семейство Виттельсбахов из Баварии. Своим примером они подчеркивали значимость этой одежды и создавали моду на нее.
В первой половине XIX века эрцгерцог Иоганн ввел в Штирии в моду серый жакет, чтобы своим примером приучить людей к простоте в одежде. Он же привил любовь к трахту своему внучатому племяннику Францу Иосифу, ставшему впоследствии императором: на крестины он подарил мальчику традиционную штирийскую шляпу, а позже, пригласив 16-летнего Франца Йозефа на охоту, Иоганн попросил его явиться в трахте. Франц Йозеф следовал этим пожеланиям и хранил всю жизнь верность как занятиям охотой, так и штирийской охотничьей одежде.
Имя Франца Иосифа I неразрывно связано с Бад-Ишлем в Зальцкаммергуте – в этом идиллическом местечке на берегу реки Траун он проводил каждое лето. Высший свет, следуя примеру Франца Иосифа, также любил проводить лето в Бад-Ишле и с удовольствием наряжался в местные охотничьи костюмы. Дамы предпочитали надевать короткие курточки из лодена, а вместо брюк, которые тогда еще не были признаны обществом, носили удобные юбки спортивного кроя – так появился на свет женский костюм! Также в моду в этих кругах вошел кожаный жакет. Чтобы свежая окрашенная кожа не выглядела слишком «новой», зальцбургские мастера Йозеф и Иоганн Ян изобрели специальную технологию по нанесению на кожу старинной патины.
Международную популярность австрийский трахт получил уже после крушения монархии, благодаря проведению в 1920 году Зальцбургского фестиваля. Впрочем, первая постановка «Всякого человека» Гюго фон Гофманстальса была чисто благотворительным мероприятием – актеры не получили гонорара, вместо него им раздали подарки: Вернер Краус, который играл Смерть, мечтал о кожаных брюках, их-то ему и вручили.
Творческая интеллигенция, кружившая вокруг Макса Рейнхарда, отдыхая летом в период между двумя мировыми войнами в Зальцбурге и Зальцкаммергуте, обязательно облачалась в льняные курточки и «дирндл»-сарафаны. Паула Весели, Лотте Леманн, Аттила Хёрбигер, Зигмунд Фрейд и Гюго фон Гофмансталь – вот только некоторые имена. Здесь бывала и Марлен Дитрих, а также герцог Виндзорский, задававший тон в мужской моде, – он даже увез в родную Англию альпийскую шляпу и пальто.
Всемирную известность австрийский трахт получил благодаря семье Трапп, которая незадолго до начала Первой мировой войны переехала в Соединенные Штаты: во время выступлений все члены семьи всегда были одеты в трахт.
После Первой мировой войны история семьи Трапп была экранизирована в Германии. В США ей сначала посвятили мюзикл «Sound of Music», а затем уже в Голливуде был снят фильм, вызвавший большой интерес к Австрии не только в Соединенных Штатах, но и во всем мире.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Города и провинции Австрии:

Добро пожаловать в Форарльберг

News image

Брегенц - столица земли Форарльберг, население - 27.000 человек Пешеходный маршрут по городу: Главный железнодорожн...

Инсбрук Innsbruck - земля Тироль

News image

Инсбрук – столица земли Тироль. Там, где Силль втекает в Инн, возникло когда-то небольшое поселение. В 1239 г. поселен...

Немного истории

News image

Издавна римляне заселяли почти всю территорию Штирии, прокладывали дороги, основывали многочисленные поселения. После ...

...и окрестности Линца

News image

· Эннс считается самым древним городом не только Верхней Австрии, но и всей страны. С давних лет люди селились в эти...

More in: Штирия, Форарльберг, Тироль, Нижняя Австрия, Каринтия, Верхняя Австрия, Бургенланд

Путеводитель по Вене:

Высокий рынок и Анкерур

News image

Площадь Высокого Рынка (Hoher Markt) составляет вместе с Бергхоф и Рупрехтскирхе самую древнюю часть Вены. Под ее мостовой археологи обнаружили оста...

Штефансдом - символ Австрии и Вены

News image

Штефансдом (Stephansdom) - это всемирно известное культурное достояние, сооружение, которому не страшны никакие сравнения. Это волнующий храм. Это н...

Образцовая экология Вены - Венская природа - Полгорода в зелени

News image

По итогам опросов общественного мнения касательно качества городской жизни Вена всегда занимала верхнюю позицию. Вена является показательным экологи...

Дворец Шёнбрунн

News image

Schloss Schoenbrunn 1130 Wien Бывшая летняя императорская резиденция. Один из лучших образцов паркового искусства. тел.(0222) 81113 239, факс (0222)...

Художественно-исторический музей

News image

Kunsthistorisches Museum Wien A-1010 Wien, Maria-Theresien-Platz Художественная галерея и выставки тел. 525-24-401, факс 523-27-70 Проезд: метро U3(...

От эпохи неолита до римского лагеря

News image

То, что начиналось в период неолита в 5000 году до н.э. с поселений в венском регионе, например, на относящейся сегодня к охраняемым природным объек...

More in: Развлечения, шопинг, рестораны, Общие сведения, факты, История, факты, Развлечения и достопримечательности