logotype

Зальцбург:

Дом природы

News image

Особой популярностью у взрослых и детей пользуется аквариум, который по праву считается одним из самых красивых во всей Централь...

Авторизация




Один из лучших
Австрия - Достопримечательности Австрии

один из лучших

Июнь, 2003

Венский Художественно-исторический музей (Kunsthistorisches Museum) находится в самом центре австрийской столицы, на площади Марии Терезии (Maria-Theresien-Platz), напротив императорской резиденции Хофбург, ранее возведенной на другой стороне Ринга. Это одно из монументальных зданий-близнецов, построенное в 1891 году в рамках гигантского проекта архитектора Земпера, так до конца и не осуществленного. Земперу здания обязаны только своим внешним видом, а внутренним убранством – архитектору Хазенауэру. Именно он привлек сюда лучших мастеров своего времени: настенная живопись выполнена Макартом, Густавом и Эрнстом Климтами, а также венгерским живописцем Михаем Мункачи. Массивные строения выдержаны в архитектурном стиле, отдаленно напоминающем стиль итальянского Возрождения. Во втором здании, возведенном через 10 лет после первого, находится Естественно-исторический музей (Naturhistorisches Museum). Подобная симметричность кому-то может не понравиться и даже показаться абсурдной, но австро-венгерской интеллигенции она очень импонировала. Опять же, можно в один заход осмотреть художественную экспозицию и, перейдя через площадь, полюбовавшись мимоходом на памятник императрицы в окружении ее верных соратников, перейти к объектам естественных наук. Но, пожалуй, у серьезных знатоков и любителей живописи такое не получится. Основное здание Художественно-исторического музея, расположенное на площади Марии Терезии (есть еще и филиалы), хранит огромную коллекцию, собранную за несколько веков австрийской династией Габсбургов. Музей состоит из картинной галереи, собрания скульптур и произведений декоративного искусства, египетских, греческих, римских древностей и нумизматического кабинета. Пестрота собрания объясняется пестротой вкусов и пристрастий царствующих особ. Коллекционирование произведений искусства начал в XVI веке император Рудольф II. Но более всего музей обязан Великому герцогу Леопольду Вильгельму, чья коллекция стала ядром сегодняшней Картинной галереи. Будучи наместником Нидерландов в середине XVII века, Леопольд обогатил собрание Габсбургов шедеврами нидерландской живописи XV – XVII веков, а также произведениями итальянского (в основном венецианского) Ренессанса.
Художники итальянской школы представлены именами Антонелло да Мессины, Веронезе, Тинторетто, Корреджо, Караваджо, Сальватора Розы, Гвидо Рени и других. Жемчужины итальянской коллекции – полотна Андреа Мантеньи, Рафаэля и Тициана.
Редкостной по богатству коллекцией представлена нидерландская школа. Венский музей располагает крупнейшим в мире собранием картин Питера Брейгеля Старшего. Оно насчитывает девять значительных полотен, среди которых прославленная Зима ( Охотники на снегу ). В России этот шедевр особенно известен благодаря Андрею Тарковскому, который дважды упомянул его – в фильмах Солярис и Зеркало .
В галерее выставлены произведения нидерландцев XV века: Яна ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена, Иеронима Босха. В залах XVII века советуем обратить внимание на единственную в Австрии картину гениального голландского художника Вермеера Дельфтского. Вермеер оставил после себя очень мало полотен, так что немногие музеи могут похвастаться наличием в своей экспозиции его произведений. Два других голландца, Рембрандт и Рубенс, напротив, часто встречаются в российских и европейских музеях. Тем не менее, два великолепных рембрандтовских портрета и знаменитая рубенсовская Шубка заслуживают того, чтобы задержаться перед ними надолго. Другие художественные школы представлены в музее не столь обширно, но, можно сказать, качественно. Любитель живописи наверняка задержится перед произведениями немецких живописцев Дюрера, Гольбейна, Альтдорфера и Кранаха, а также великого испанца Диего Веласкеса.
Картинная галерея расположена на втором этаже здания, в одном крыле находится северная коллекция (Голландия, Фландрия, Германия), в другом – южная (Италия и Испания). Франции тут нет, поскольку ею Габсбурги не владели. Как и сама Вена, которая опоясана внутренним кольцом – Рингом и внешним – Гюртелем, музейные помещения также расположены двумя кругами – малым, с небольшими залами, обозначенными арабскими цифрами, и большим, с просторными залами, пронумерованными римскими цифрами. Приглашая вас на экскурсию, мы выбрали самый простой способ изложения материала: сначала ТпройдемсяТ по внутреннему кольцу, от зала Ь1 до зала Ь26, а потом – по внешнему.
Экскурсия по залам
венского Художественно-исторического музея
Начнем с итальянских мастеров.
Зал Ь1. Здесь представлена ранняя итальянская школа живописи. Это чудесная Молодая женщина за туалетом Джованни Беллини (ок.1430 – 1516), в которой на место мадонны в традиционной композиции помещена обнаженная натура. Картина обладает странной, привлекательной для современного глаза абстрактностью, характерной для раннего итальянского Возрождения.
Это лишь частично сохранившийся Алтарь с фигурами святых Антонелло да Мессины (ок.1430 – 1497), в заслугу которому ставится внедрение в Италии масляной живописи.
Это редкая работа живописца мантуанского двора Андреа Мантеньи (1430/31 – 1506), буквально помешанного на искусстве Древнего Рима, – скульптурный, жесткий Святой Себастьян .
Зал Ь2. Здесь вы сможете увидеть одну из самых ценных картин музея, загадочных Трех философов великого венецианца Джорджоне (ок.1477 – 1510), художника, после которого осталось всего несколько работ (он умер в 30-летнем возрасте, вероятно, от чумы). Обнаженная в мехах, Лаура , – также работа Джорджоне.
Помимо него здесь представлены очень современно смотрящиеся произведения венецианского портретиста Лоренцо Лотто (1480 – 1556).
Зал Ь3. Картина Юпитер и Ио Корреджо (1489 – 1534), в которой сластолюбивый бог приникает к стыдливой нимфе под видом серого тумана.
Зал Ь4. Мадонна в зелени Рафаэля (1483 – 1520) – результат стремления создать божественное произведение искусства выглядит сегодня привлекательным анахронизмом.
Перейдем на другую сторону вестибюля.
Залы Ь14 и Ь15. Ранние нидерландские живописцы. Портрет кардинала Альбергати Яна ван Эйка (ок. 1390 – 1441), Алтарь с распятием Рогира ван дер Вейдена (ок. 1400 – 1464), диптих Гуго ван дер Гуса (1440 – 1482) Грехопадение и оплакивание , Христос, несущий крест Иеронимуса Босха (ок. 1450 – 1516).
Зал Ь16. Немецкая коллекция. Собор Всех Святых и Избиение десяти тысяч христианских мучеников Альбрехта Дюрера (1471 – 1528).
Зал Ь17. Дунайская школа – художники из Южной Германии XVI века, выработавшие странный, несколько сказочный стиль. Воскресение Альбрехта Альтдорфера (ок. 1438 – 1538), Битва святого Георгия с драконом Леонарда Бека (ок. 1480 – 1542), Юдифь Лукаса Кранаха Старшего (1472 – 1553), придворного саксонского мастера. Ему принадлежит и прелестный в своем простодушии пейзаж с оленьей охотой Фридриха Мудрого.
Зал Ь18. Портреты Ганса Гольбейна Младшего (1497 – 1543), работавшего при английском дворе.
Зал Ь19. Художники, работавшие при дворе Рудольфа II (1576 – 1612). Эротические полотна Бартоломеуса Спрангера (1546 – 1611) и профильные портреты, составленные из неодушевленных предметов и съестного, Джузеппе Арчимбольдо (1527 – 1593).
Зал Ь20. Оплакивание Петера Пауля Рубенса.
Залы Ь21 – Ь23. Голландское искусство XVII века. Портрет Маритке Фохт, жены пивовара Франса Хальса (1581/85 – 1666).
Зал Ь24. Аллегория живописи Вермеера (1632 – 1675), единственное его произведение в музее, считающееся лучшим в мире.
Вернемся к Титальянской сторонеТ галереи и пройдем по большому кольцу.
Зал Ь I. Внушительная коллекция Тициана (ок.1487 – 1576). Ранние работы – безмятежная Цыганская мадонна , названная так из-за темного цвета кожи, и загадочная Браво ( браво – итальянское название наемного убийцы), изображающая двух мужчин в момент ссоры.
Средний период представлен большой композицией Ecce Homo , полностью устремленной к фигуре связанного Христа, Портретом молодой женщины в мехах , которым вдохновлялись многочисленные живописцы, например, Рубенс, и Данаей – одной из четырех написанных Тицианом вариаций (еще одна висит в петербургском Эрмитаже). Поздняя живопись Тициана, когда он стал чаще писать пальцами, чем кистью, представлена Портретом коллекционера Якопо Страды и картиной Нимфа и пастух , написанной художником не по заказу, а для себя.
Залы ЬII и ЬIII. Произведения венецианских художников Веронезе (1528 – 1588) и Тинторетто (1518 – 1594). Автопортрет в выпуклом зеркале и Обращение Савла Пармиджанино (1503 – 1540), Святое семейство Бронзино (1503 – 1572), Мадонна Розария Доминикино, но еще более выразительный Давид с головой Голиафа Караваджо (1573 – 1610).
Портреты инфант и инфантов работы великого испанца Веласкеса (1599 – 1660), которые попали в Вену благодаря родству австрийской и испанской ветвей Габсбургов.
На другой стороне вестибюля.
Зал ЬX. Коллекция картин Питера Брейгеля Старшего (ок. 1520 – 1569), названного мужицким за пристрастие к изображению крестьян: Крестьянин и расхититель гнезд , Крестьянский танец и Крестьянская свадьба , Детские игры , в которых 230 детей играют в 90 различных игр, Вавилонская башняТ, а также 3 из 6-ти картин знаменитого цикла времен года – Хмурый день , Возвращение пастухов и Охотники на снегу .
Зал ЬXII. Фламандский классик Антонис ван Дейк (1599 – 1641), ученик и соперник Рубенса. Два больших алтарных образа – Дева Мария с младенцем и святой Розалией и Видение блаженного Германа Иосифа – были написаны для ордена иезуитов в Антверпене.
Залы ЬXIII и ЬXIV. Живопись Петера Пауля Рубенса (1577 – 1640), в частности, его Автопортрет и Шубка , на которой в виде Венеры изображена вторая жена художника, 16-летняя Елена Фоурман.
Зал ЬXV. Семь картин Рембрандта (1606 – 1669), включая три автопортрета Рембрандта 50-х годов XVII века, Портрет пожилой женщины в костюме пророчицы Анны , который считается изображением матери Рембрандта, и портрет его сына Титуса.
На первом этаже музея сосредоточена коллекция скульптуры и декоративного искусства (по левую руку от главного входа).
Список для ориентации (нумерация залов в обратном порядке):
Зал ЬXXXVI. Раннее Средневековье, в частности, каролингская и византийская слоновая кость VIII – X веков.
Залы ЬXXXVII и ЬXXXV. Часы и музыкальные автоматы, в основном XVII века.
Зал ЬXXXIV. Позднее Средневековье. Скульптура интернациональной готики XIV – XV веков.
Зал ЬXXXIII. Офисная культура: сувениры из минералов, астролябии, огромный счетный прибор, позолоченные рулетки и циркули.
Зал Ь XXXII. Раннее итальянское Возрождение (XV век).
Зал ЬXXX. Высокое итальянское Возрождение (XVI век).
Зал ЬXXIX. Итальянские расписные сундуки эпохи Возрождения ( кассони ), миланская посуда из ляпис-лазури и прочая утварь.
Зал ЬXXVIII. Немецкое Возрождение.
Зал ЬXXVII. Итальянский маньеризм.
Зал ЬXXVI. Французский маньеризм.
Залы ЬXXV и XXIV. Немецкий маньеризм.
Залы ЬXXII и ЬXX. Барокко и рококо. Здесь находится золотая братина царя Михаила Федоровича Романова, присланная в качестве свадебного подарка.
Залы ЬI – VIII. Египетская и ближневосточная коллекция.
Залы ЬX – ЬXVIII. Греко-римская коллекция.
Надеемся, что наша экскурсия на русском языке поможет вам лучше сориентироваться в венском храме искусств. Не обессудьте, если мы что-нибудь упустили.
Николай Яшин

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Города и провинции Австрии:

Австрия: Озера Каринтии

News image

Озеро Вёртерзее расположено в Каринтии, самой южной австрийской земле. Отсюда рукой подать до Словении и Италии. Клим...

Аббатство Мельк

News image

Мельк издавна был культурным и духовным центром, центром религиозной мысли Австрии. Аббатство стоит на гранитной скале...

Немного истории

News image

Издавна римляне заселяли почти всю территорию Штирии, прокладывали дороги, основывали многочисленные поселения. После ...

Штирия Steiermark - земля Штирия

News image

Штирия – федеральная провинция Австрии. Она граничит только со Словенией, а также с австрийскими федеральными землями ...

More in: Штирия, Форарльберг, Тироль, Нижняя Австрия, Каринтия, Верхняя Австрия, Бургенланд

Путеводитель по Вене:

Карлскирхе. Нестандартная церковь классической Вены

News image

История, как известно, коварная сущность. В нее попадают случайно одни и мечтали бы никогда в ней не оказаться другие. Кто-то прилагает неимоверные ...

Фольксгартен

News image

Городской сад был разбит в 1819-1823гг на месте старого бастиона Хоффбурга Burgbastei, который был разрушен войсками Наполеона в 1809г. Центром парк...

Чума, война и блистательный подъём (1500 - 1700 гг.)

News image

Покупки в магазинах в современном понятии в стародавней Вене были ограничены немногочисленными товарами, например, сукном и изделиями из шерсти, кот...

Бургтеатр

News image

На месте Loewelbastei, после сноса фортификационных сооружений, архитекторами Готфридом Земпером и Карлом Хазенауером в 1874-1888гг было построено з...

Вена

News image

О городе Вена привлекает туристов со всего мира своими красивейшими историческими памятниками, величественными соборами и прекрасными замками. Ве...

Декабрь

News image

Австрия: венский рождественский базар В середине ноября в Вене открывается известный во всем мире рождественский базар на ратушной площади. Вокруг...

More in: Развлечения, шопинг, рестораны, Общие сведения, факты, История, факты, Развлечения и достопримечательности