Июнь, 2003
Венский Художественно-исторический музей (Kunsthistorisches Museum) находится в самом центре австрийской столицы, на площади Марии Терезии (Maria-Theresien-Platz), напротив императорской резиденции Хофбург, ранее возведенной на другой стороне Ринга. Это одно из монументальных зданий-близнецов, построенное в 1891 году в рамках гигантского проекта архитектора Земпера, так до конца и не осуществленного. Земперу здания обязаны только своим внешним видом, а внутренним убранством – архитектору Хазенауэру. Именно он привлек сюда лучших мастеров своего времени: настенная живопись выполнена Макартом, Густавом и Эрнстом Климтами, а также венгерским живописцем Михаем Мункачи. Массивные строения выдержаны в архитектурном стиле, отдаленно напоминающем стиль итальянского Возрождения. Во втором здании, возведенном через 10 лет после первого, находится Естественно-исторический музей (Naturhistorisches Museum). Подобная симметричность кому-то может не понравиться и даже показаться абсурдной, но австро-венгерской интеллигенции она очень импонировала. Опять же, можно в один заход осмотреть художественную экспозицию и, перейдя через площадь, полюбовавшись мимоходом на памятник императрицы в окружении ее верных соратников, перейти к объектам естественных наук. Но, пожалуй, у серьезных знатоков и любителей живописи такое не получится. Основное здание Художественно-исторического музея, расположенное на площади Марии Терезии (есть еще и филиалы), хранит огромную коллекцию, собранную за несколько веков австрийской династией Габсбургов. Музей состоит из картинной галереи, собрания скульптур и произведений декоративного искусства, египетских, греческих, римских древностей и нумизматического кабинета. Пестрота собрания объясняется пестротой вкусов и пристрастий царствующих особ. Коллекционирование произведений искусства начал в XVI веке император Рудольф II. Но более всего музей обязан Великому герцогу Леопольду Вильгельму, чья коллекция стала ядром сегодняшней Картинной галереи. Будучи наместником Нидерландов в середине XVII века, Леопольд обогатил собрание Габсбургов шедеврами нидерландской живописи XV – XVII веков, а также произведениями итальянского (в основном венецианского) Ренессанса.
Художники итальянской школы представлены именами Антонелло да Мессины, Веронезе, Тинторетто, Корреджо, Караваджо, Сальватора Розы, Гвидо Рени и других. Жемчужины итальянской коллекции – полотна Андреа Мантеньи, Рафаэля и Тициана.
Редкостной по богатству коллекцией представлена нидерландская школа. Венский музей располагает крупнейшим в мире собранием картин Питера Брейгеля Старшего. Оно насчитывает девять значительных полотен, среди которых прославленная Зима ( Охотники на снегу ). В России этот шедевр особенно известен благодаря Андрею Тарковскому, который дважды упомянул его – в фильмах Солярис и Зеркало .
В галерее выставлены произведения нидерландцев XV века: Яна ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена, Иеронима Босха. В залах XVII века советуем обратить внимание на единственную в Австрии картину гениального голландского художника Вермеера Дельфтского. Вермеер оставил после себя очень мало полотен, так что немногие музеи могут похвастаться наличием в своей экспозиции его произведений. Два других голландца, Рембрандт и Рубенс, напротив, часто встречаются в российских и европейских музеях. Тем не менее, два великолепных рембрандтовских портрета и знаменитая рубенсовская Шубка заслуживают того, чтобы задержаться перед ними надолго. Другие художественные школы представлены в музее не столь обширно, но, можно сказать, качественно. Любитель живописи наверняка задержится перед произведениями немецких живописцев Дюрера, Гольбейна, Альтдорфера и Кранаха, а также великого испанца Диего Веласкеса.
Картинная галерея расположена на втором этаже здания, в одном крыле находится северная коллекция (Голландия, Фландрия, Германия), в другом – южная (Италия и Испания). Франции тут нет, поскольку ею Габсбурги не владели. Как и сама Вена, которая опоясана внутренним кольцом – Рингом и внешним – Гюртелем, музейные помещения также расположены двумя кругами – малым, с небольшими залами, обозначенными арабскими цифрами, и большим, с просторными залами, пронумерованными римскими цифрами. Приглашая вас на экскурсию, мы выбрали самый простой способ изложения материала: сначала ТпройдемсяТ по внутреннему кольцу, от зала Ь1 до зала Ь26, а потом – по внешнему.
Экскурсия по залам
венского Художественно-исторического музея
Начнем с итальянских мастеров.
Зал Ь1. Здесь представлена ранняя итальянская школа живописи. Это чудесная Молодая женщина за туалетом Джованни Беллини (ок.1430 – 1516), в которой на место мадонны в традиционной композиции помещена обнаженная натура. Картина обладает странной, привлекательной для современного глаза абстрактностью, характерной для раннего итальянского Возрождения.
Это лишь частично сохранившийся Алтарь с фигурами святых Антонелло да Мессины (ок.1430 – 1497), в заслугу которому ставится внедрение в Италии масляной живописи.
Это редкая работа живописца мантуанского двора Андреа Мантеньи (1430/31 – 1506), буквально помешанного на искусстве Древнего Рима, – скульптурный, жесткий Святой Себастьян .
Зал Ь2. Здесь вы сможете увидеть одну из самых ценных картин музея, загадочных Трех философов великого венецианца Джорджоне (ок.1477 – 1510), художника, после которого осталось всего несколько работ (он умер в 30-летнем возрасте, вероятно, от чумы). Обнаженная в мехах, Лаура , – также работа Джорджоне.
Помимо него здесь представлены очень современно смотрящиеся произведения венецианского портретиста Лоренцо Лотто (1480 – 1556).
Зал Ь3. Картина Юпитер и Ио Корреджо (1489 – 1534), в которой сластолюбивый бог приникает к стыдливой нимфе под видом серого тумана.
Зал Ь4. Мадонна в зелени Рафаэля (1483 – 1520) – результат стремления создать божественное произведение искусства выглядит сегодня привлекательным анахронизмом.
Перейдем на другую сторону вестибюля.
Залы Ь14 и Ь15. Ранние нидерландские живописцы. Портрет кардинала Альбергати Яна ван Эйка (ок. 1390 – 1441), Алтарь с распятием Рогира ван дер Вейдена (ок. 1400 – 1464), диптих Гуго ван дер Гуса (1440 – 1482) Грехопадение и оплакивание , Христос, несущий крест Иеронимуса Босха (ок. 1450 – 1516).
Зал Ь16. Немецкая коллекция. Собор Всех Святых и Избиение десяти тысяч христианских мучеников Альбрехта Дюрера (1471 – 1528).
Зал Ь17. Дунайская школа – художники из Южной Германии XVI века, выработавшие странный, несколько сказочный стиль. Воскресение Альбрехта Альтдорфера (ок. 1438 – 1538), Битва святого Георгия с драконом Леонарда Бека (ок. 1480 – 1542), Юдифь Лукаса Кранаха Старшего (1472 – 1553), придворного саксонского мастера. Ему принадлежит и прелестный в своем простодушии пейзаж с оленьей охотой Фридриха Мудрого.
Зал Ь18. Портреты Ганса Гольбейна Младшего (1497 – 1543), работавшего при английском дворе.
Зал Ь19. Художники, работавшие при дворе Рудольфа II (1576 – 1612). Эротические полотна Бартоломеуса Спрангера (1546 – 1611) и профильные портреты, составленные из неодушевленных предметов и съестного, Джузеппе Арчимбольдо (1527 – 1593).
Зал Ь20. Оплакивание Петера Пауля Рубенса.
Залы Ь21 – Ь23. Голландское искусство XVII века. Портрет Маритке Фохт, жены пивовара Франса Хальса (1581/85 – 1666).
Зал Ь24. Аллегория живописи Вермеера (1632 – 1675), единственное его произведение в музее, считающееся лучшим в мире.
Вернемся к Титальянской сторонеТ галереи и пройдем по большому кольцу.
Зал Ь I. Внушительная коллекция Тициана (ок.1487 – 1576). Ранние работы – безмятежная Цыганская мадонна , названная так из-за темного цвета кожи, и загадочная Браво ( браво – итальянское название наемного убийцы), изображающая двух мужчин в момент ссоры.
Средний период представлен большой композицией Ecce Homo , полностью устремленной к фигуре связанного Христа, Портретом молодой женщины в мехах , которым вдохновлялись многочисленные живописцы, например, Рубенс, и Данаей – одной из четырех написанных Тицианом вариаций (еще одна висит в петербургском Эрмитаже). Поздняя живопись Тициана, когда он стал чаще писать пальцами, чем кистью, представлена Портретом коллекционера Якопо Страды и картиной Нимфа и пастух , написанной художником не по заказу, а для себя.
Залы ЬII и ЬIII. Произведения венецианских художников Веронезе (1528 – 1588) и Тинторетто (1518 – 1594). Автопортрет в выпуклом зеркале и Обращение Савла Пармиджанино (1503 – 1540), Святое семейство Бронзино (1503 – 1572), Мадонна Розария Доминикино, но еще более выразительный Давид с головой Голиафа Караваджо (1573 – 1610).
Портреты инфант и инфантов работы великого испанца Веласкеса (1599 – 1660), которые попали в Вену благодаря родству австрийской и испанской ветвей Габсбургов.
На другой стороне вестибюля.
Зал ЬX. Коллекция картин Питера Брейгеля Старшего (ок. 1520 – 1569), названного мужицким за пристрастие к изображению крестьян: Крестьянин и расхититель гнезд , Крестьянский танец и Крестьянская свадьба , Детские игры , в которых 230 детей играют в 90 различных игр, Вавилонская башняТ, а также 3 из 6-ти картин знаменитого цикла времен года – Хмурый день , Возвращение пастухов и Охотники на снегу .
Зал ЬXII. Фламандский классик Антонис ван Дейк (1599 – 1641), ученик и соперник Рубенса. Два больших алтарных образа – Дева Мария с младенцем и святой Розалией и Видение блаженного Германа Иосифа – были написаны для ордена иезуитов в Антверпене.
Залы ЬXIII и ЬXIV. Живопись Петера Пауля Рубенса (1577 – 1640), в частности, его Автопортрет и Шубка , на которой в виде Венеры изображена вторая жена художника, 16-летняя Елена Фоурман.
Зал ЬXV. Семь картин Рембрандта (1606 – 1669), включая три автопортрета Рембрандта 50-х годов XVII века, Портрет пожилой женщины в костюме пророчицы Анны , который считается изображением матери Рембрандта, и портрет его сына Титуса.
На первом этаже музея сосредоточена коллекция скульптуры и декоративного искусства (по левую руку от главного входа).
Список для ориентации (нумерация залов в обратном порядке):
Зал ЬXXXVI. Раннее Средневековье, в частности, каролингская и византийская слоновая кость VIII – X веков.
Залы ЬXXXVII и ЬXXXV. Часы и музыкальные автоматы, в основном XVII века.
Зал ЬXXXIV. Позднее Средневековье. Скульптура интернациональной готики XIV – XV веков.
Зал ЬXXXIII. Офисная культура: сувениры из минералов, астролябии, огромный счетный прибор, позолоченные рулетки и циркули.
Зал Ь XXXII. Раннее итальянское Возрождение (XV век).
Зал ЬXXX. Высокое итальянское Возрождение (XVI век).
Зал ЬXXIX. Итальянские расписные сундуки эпохи Возрождения ( кассони ), миланская посуда из ляпис-лазури и прочая утварь.
Зал ЬXXVIII. Немецкое Возрождение.
Зал ЬXXVII. Итальянский маньеризм.
Зал ЬXXVI. Французский маньеризм.
Залы ЬXXV и XXIV. Немецкий маньеризм.
Залы ЬXXII и ЬXX. Барокко и рококо. Здесь находится золотая братина царя Михаила Федоровича Романова, присланная в качестве свадебного подарка.
Залы ЬI – VIII. Египетская и ближневосточная коллекция.
Залы ЬX – ЬXVIII. Греко-римская коллекция.
Надеемся, что наша экскурсия на русском языке поможет вам лучше сориентироваться в венском храме искусств. Не обессудьте, если мы что-нибудь упустили.
Николай Яшин
|