Бельведер - австрийский Версаль |
Австрия - Достопримечательности Австрии |
18.06.2010 Вена – невероятно сказочный город, в котором царит удивительная атмосфера. Прогуливаясь по улицам австрийской столицы, легко представить, будто всё вокруг – красивые декорации, а люди – участники грандиозного представления. Кажется, что вот-вот проедет старинный эскорт с императором, среди прохожих появится Моцарт или Бетховен, а люди на городской площади закружатся в вальсе. Хотя эти времена давно канули в прошлое, город продолжает жить, отдавая дань культурным традициям. Теперь о великих временах и знаменитых людях Австрии нам напоминают величественные архитектурные памятники, соборы, резиденции и дворцы. Самый красивый и богатый историей дворец в Вене – это, без сомнения, Бельведер. Это великолепное здание в стиле барокко было построено в начале XVIII века и до сих пор вызывает восхищение всех любителей архитектуры. Дворцовый комплекс из двух шикарнейших зданий, соединённых открытым парком, никого не оставит равнодушным. Предыстория Бельведера Бельведер изначально задумывался, как летняя резиденция великого австрийского полководца Евгения Савойского. Этот фельдмаршал прославился тем, что спас Вену от нашествия турок, на его счету было 24 выигранных сражения, семь из которых имели решающее мировое значение. Интересно, что первый владелец и основатель Бельведера не был коренным австрийцем. Евгений Савойский родился во Франции, в скандально известной семье. Его отец, генерал французской армии, совершенствовал свои навыки не на полях сражений, а за игральным столом, просаживая своё состояние. Мать Евгения, фаворитка короля Луи XIV, была замешана в громком Деле о ядах , кампании по охоте на ведьм и отравительниц. Она обвинялась в том, что покупала приворотные зелья и яды у придворной отравительницы, за что и была выслана из страны. Однако Евгения мало волновала семейная репутация. Он мечтал стать великим полководцем и состоятельным человеком, что ему и удалось сделать. Юноша бредил командованием французской армией, но он был настолько невзрачен на вид - небольшого роста, сутулый, худощавый, с сильно выступающими вперед зубами, деформированным носом и следами на лице от оспы, - что Луи XIV не решился рекомендовать его на офицерскую должность. Евгений не слишком расстроился, но обиду на Францию затаил и мысленно пообещал поквитаться с ней. Однажды, переодевшись в женское платье, Савойский сбежал в соседнюю Австрию, где попросил у императора командование полком. Тот более благосклонно отнёсся к просьбе Евгения и разрешил ему принимать участие в сражениях. Очень быстро Савойский проявил себя, как доблестный солдат, затем офицер и уже в 29 лет стал фельдмаршралом. Кстати, в одном из сражений он нанёс сокрушительный удар французской армии и отомстил таким образом своей родине за отказ принятия в армию. Евгений неоднократно спасал Вену от вражеских посягательств и был всем сердцем влюблён в этот город. С наступлением мирных времён он обратил своё внимание на развитие культурной стороны австрийской столицы. Савойский задумал построить роскошный летний дворец, который стал бы выдающимся памятником архитектуры. Место для него Евгений выбрал за городскими стенами и внутри защитной линии, сооружённой в 1704 году для защиты пригородов Вены. Отсюда открывался великолепный вид на город и окружающие пейзажи, а также с этой возвышенности прекрасно просматривалась императорская резиденция Хофбург, что тешило самолюбие великого полководца. По замыслу создателя и будущего владельца, дворец Бельведер (в переводе с греческого означает прекрасный вид ) должен был стать маленьким чудесным Версалем. Поэтому для строительства дворца Евгений привлёк лучших архитекторов, дизайнеров и даже садовников своего времени (которые, кстати, трудились над Версальским дворцом во Франции). Благодаря их стараниям и появился этот шикарный комплекс. Дворец состоит из двух величественных зданий – Верхнего и Нижнего Бельведера, которые соединяются между собой огромным красивейшим парком. Каждое из строений дворца заслуживает отдельного внимания. Нижний Бельведер Это первое здание дворцового ансамбля, появившееся в 1714-1716 годах под руководством известнейшего архитектора Австрии Иоганна Лукаса фон Хильдебрандта. Нижний Бельведер представляет собой вытянутое одноэтажное здание, которое оживляют высокие окна. За счёт них дворец кажется более высоким. Хильдебрандт умело сочетал в своих архитектурных шедеврах строгую симметричную планировку и богатые декоры. Этот человек обладал масштабным пространственным мышлением. Лаконичная, но оригинальная концепция Нижнего Бельведера в сочетании с пышным убранством делают дворец интересным произведением искусства. С самого начала весь Бельведер задумывался, как ансамбль, обращённый лицом к городу. Перед главным входом нижнего дворца открывается дорога Реннвег, ведущая в центр столицы. За воротами находится так называемый почётный двор с простыми одноэтажными строениями. Фасады зданий ничем особо не отличаются и не выделяются. Но внешне скромный и даже невзрачный вид Нижнего Бельведера ярко контрастирует с ярким роскошным интерьером. Изящная умеренность как будто изменяет архитектору, когда он переходит к внутреннему обустройству дворца. Внутренние помещения Нижнего Бельведера выполнены в стиле барокко. Говорят, что всю красоту дворца воплотил в себе Мраморный зал. Здесь раскрывается истинное предназначение дворца – показать всё величие полководца Евгения Савойского и передать восхищение им. Ведь Хильдебрандт, получив этот престижный заказ, старался всячески угодить своему меценату и воссоздать атмосферу торжества и пафоса. Архитектор старался выполнить интерьер Мраморного зала в духе шикарных французских и итальянских вилл, поэтому каждый элемент помещения блещет роскошью. Стены Мраморного зала украшены военными доспехами, оружием и трофеями. Но особенно интересная деталь в этом зале – расписной плафон на тему Апофеоз принца Евгения . Вот что действительно угодило Савойскому и могло потешить его самолюбие. Автор картины, итальянский живописец Альмонте, изобразил на ней Апполона и других богов Олимпа, которые преподносят Евгению дар – шлем и меч Папы Римского. Конечно, Савойский изображён здесь настоящим героем и красавцем. Это была его самая любимая фреска во дворце. Повсюду в Нижнем Бельведере вы увидите сияние цветного мрамора, блеск позолоты, белоснежную чистоту лепнин, красочные росписи на стенах даже в спальнях. Для полноты впечатлений стоит заглянуть в Зеркальный кабинет, и вам покажется, будто вы попали в другое измерение. Обилие зеркал разной формы, под различными углами надолго запоминаются всем туристам. По сути, это здание – лишь прелюдия к шикарному Верхнему Бельведеру. Из него открывается прекрасный вид на Верхний дворец и чудесный парк. Бельведерский сад От Нижнего до Верхнего Бельведера раскинулся прекрасный парк шириной 500 м. Это творение принадлежит знаменитому архитектору и дизайнеру Доминику Жирару, который проектировал парк в Версале вместе со своим учителем Андре Леонотром. Как и французский сад, парк Бельведера буквально расчерчен по линейке. Все его элементы выглядят симметрично, создавая образ абсолютной гармонии. Конечно, Доминик Жирар не скопировал Версальский парк полностью, но очень многое, включая саму концепцию, он взял оттуда. Говорят, что Доминик во всём подражал своему великому учителю. Он создал такие же прямые перспективы, аккуратные клумбы и лужайки, чётко подстриженные газоны, украсил сад богатыми скульптурами и фонтанами, декоративными статуями, вазами. Так же, как Версальский парк всем своим обликом прославляет и возводит буквально в ранг божества французского короля Людовика XIV, так и сад Бельведера символизирует мужество и подвиги Евгения Савойского. Повсюду в парке элементы архитектуры воспевают победы Евгения. Собственно, с этой целью и строился Бельведерский парк и дворцы. Ведь Савойский испытывал глубокую давнюю неприязнь к Людовику XIV и мечтал окружить себя роскошью не меньшей, чем французский король. Вот почему парк Бельведера так напоминает Версаль и был предметом гордости Евгения. Весь облик парка – это противопоставление династии Людовиков, он как бы говорит: Я, австрийский фельдмаршал, добился великих заслуг, и весь мир будет помнить обо мне . Прогулка по парку неизменно приведёт вас к другому величественному сооружению. Верхний Бельведер Этот дворец построен поистине с королевским размахом. Даже внешне он подражает Версалю: такие же сложные рельефы, богатые декоры, изящные и роскошные элементы архитектуры. Уже поднимаясь по парадной лестнице, каждый посетитель, по задумке Хильдебрандта, должен ощутить всю торжественность и величие дворца. Каждый этаж дворца – это своё маленькое царство блеска, света и позолоты. Все залы украшены скульптурами (разумеется, на тему: Как прекрасны подвиги Е. Савойского ) и фресками итальянских художников. Так, стены зала, выходящего в парк, расписаны Карло Карлоне, художником-выходцем из маленькой деревушки, не имевшим никакого образования. Этот факт биографии нисколько не мешал Карлоне создавать великолепные фрески, не уступающие по красоте картинам в императорских покоях. Так же, как и в Нижнем Бельведере, здесь центральным местом является Мраморный зал. В нём принимались важнейшие для Австрии решения и проходили собрания великих мира сего . Так, после Второй мировой войны здесь произошло собрание глав государств-победителей и подписание договора о восстановлении независимой Австрии. Сегодня в Верхнем Бельведере работает множество выставок, посвящённых искусству. Любители импрессионизма найдут здесь огромное собрание полотен - от Дега до Ренуара. Особенно полно в Бельведере представлены работы Густава Климта. Его произведения украшают в Австрии буквально всё, включая галстуки, записные книжки и сувениры. Одна из самых примечательных его работ, находящихся в Верхнем Бельведере, - это картина Поцелуй , изображающая обнявшихся мужчину и женщину. Говорят, что на ней изображён сам Густав со своей возлюбленной Эмилией Флёге. Именно она послужила музой для этой картины. Несмотря на то, что Климт был очень влюбчивым и увлекающимся человеком, его роман с Эмилией был главным в жизни и продолжался 27 лет. В этом произведении Густав передал свои чувства и ощущения Великой любви и семейной идиллии: молодая пара, обнявшись, не замечает ничего вокруг, мгновение счастья длится для них вечно, а жизнь кажется настоящим раем. Практически сразу же после премьерной выставки картина Поцелуй была приобретена Бельведерской галереей современного искусства, и теперь каждый турист может любоваться на неё. В отличие от Нижнего Бельведера, в Верхнем уцелело далеко не всё. После смерти Савойского часть художественных коллекций и скульптур была продана его беспечной племянницей. Однако то, что осталось, представляет собой величайший памятник прошлой эпохи и собрание лучших произведений искусства. Весь дворцовый комплекс Бельведер полон торжественности и пафоса. Однако каждое его здание, каждый элемент интерьера, каждая мельчайшая деталь выглядят гармонично и уместно. Здесь нет кричащих или безвкусных произведений. Есть только чётко выверенный и заранее просчитанный эффект, который дворец должен произвести на посетителей. Что и говорить, Евгений Савойский устроил себе грандиозный памятник и запечатлел свои победы на века. Сегодня столь усиленное внимание к своей персоне кажется странным и вызывает улыбку, однако это не уменьшает красоты и величия Бельведерского дворца. Этот памятник архитектуры – один из самых ярких в Европе, посетив который, вы получите массу впечатлений. |
Читайте: |
---|
Города и провинции Австрии:
Тот Баден, что под Веной![]() Названия Баден, Баден-Баден и что-то похожее сравнительно часто встречаются в периодической печати. Нет. Лучше так. ... |
Окрестности Граца![]() Эггенберг - один из самых больших и роскошных замков в стране. Находится на западной окраине города. Замок был построе... |
... и казино![]() Но основной достопримечательностью города является казино. 14 июля 1950 в Фельдене открылось пятое по счету казино Авс... |
Инсбрук. Для кайзеров и туристов. Ручка от сковородки![]() Западная часть Австрии у местных острословов называется Хандельпфанне - Ручка от сковородки . Гляньте на географиче... |
More in: Штирия, Форарльберг, Тироль, Нижняя Австрия, Каринтия, Верхняя Австрия, Бургенланд |