logotype

Зальцбург:

Город-музей Зальцбург

News image

Зальцбург по праву считается одним из красивейших городов Европы. В старой части города, которую окружают горы со старинными кре...

Авторизация





Шаг за шагом и в лидеры
Австрия - Русские в Австрии

шаг за шагом  и в лидеры

февраль, 2010

В зале венского «Metro-kino» на Johannesgasse прошли Дни российского кино, в программе которых были показаны фильмы, получившие награды на международных кинофестивалях. Такие картины, как: «Царь» Павла Лунгина, «12» Никиты Михалкова, «Дикое поле» Михаила Калатозишвили, «Кислород» Ивана Вырыпаева, «Как раки» Ильи Демичева, «Плюс один» Оксаны Бычковой.


Российские кино в Вене проторило себе дорогу с каждым годом все более привлекая явный интерес своими работами. Соотечественники особенно интересуются отечественным кинематографом, оно и понятно! Да и у австрийцев любопытство возрастает, правда, оговорюсь, пока только у тех австрийцев, кто знаком с русской культурой, знает русский язык. Поклонники кинокультуры, живя за границей, находясь в пространстве ассимиляции, сепарации, интеграции, модернизации в глобализационной модели «экономическо-обывательской» действительности, все еще не могут себя отнести ни к тем ни к другим, им хочется чего-то родного и близкого, хорошо знакомого. Пожалуй, это – желание обратиться к своим корням, хотя время на месте не стоит, и после просмотра ряда киноработ появляется ощущение уже какой-то другой страны – по ценностям, мировоззрению, событиям, требованиям.

Первый день просмотра


На проходившей все в том же ретро-зале «Metro-kino» пресс-конференции были заданы вопросы о коммерческом кино, о продюсерах, о прокате, о построенных комфортных кинотеатрах, о фильмах жанрового характера, о блокбастерах и о том, какую они приносят прибыль, и вообще приносят ли... На все эти вопросы отвечали генеральный директор ОАО ВК «Совэкспотфильм» Григорий Геворкян и первый заместитель председателя Союза кинематографистов РФ Сергей Лазарук. А также в пресс-конференции участвовали представители молодого поколения кинематографистов: актриса театра РАМТ Рамиля Искандер, сценарист и режиссер фильма «Плюс один» Оксана Бычкова и прибывший на показ «Дикого поля» актер театра «Школа современной пьесы» и главный герой этого фильма Олег Долин.
Итак, уютный гранатовый зал «Metro-kino» наполнился возбужденными зрительскими возгласами, разговорами о предстоящем просмотре фильма «Царь». Организаторы Кинонедели: доктор Х. Пфлюгль, («Фильмархив Австрии»); представитель «Совэкспортфильма» С. Ленгинович; Е. Алабина – Российский центр науки и культуры в Австрии, – потрудились на славу! Народу пришло множество. Я лично сидела на ступеньках, места не хватило. Можно, конечно, и возмутиться: «Ах, какая несправедливость!» – но я радовалась. Это ведь здорово! Народ стал ходить в кино. Или же это новый виток интереса к работам Павла Лунгина?
Открывший Дни российского кино Г. Геворкян представил своих коллег по кинематографу: актеров, режиссера, которые с радостью готовы после просмотра картин ответить на вопросы присутствующих; выразил надежду, что фильмы заинтересуют австрийских зрителей, и сообщил, что в программе Недели запланированы переговоры российских кинематографистов с их австрийскими коллегами.

«Царь»: режиссер П. Лунгин
Потухли свечи-бра, засветился экран, перед зрителями появился наш Иоганн Грозный… В первых кадрах трудно понять, кто есть кто, то ли беззубый юродивый, просящий Бога о помощи, то ли грешник, просящий отпущения грехов. И вот кадр за кадром, через облачение в одежды, появляется Царь. В роли русского царя-самодержца – Петр Мамонов. Звенят тревогой древние колокола Суздаля, повествуя философскую драму из жизни России XVI века о трагической сути опричнины, о трагедии верующего царя, который знает все заповеди Евангелия, но соблюсти их то ли не в силах, то ли власть не «позволяет».
Митрополит Филипп – в исполнении Олега Янковского – суров, справедлив, величествен. Показан блестящий актерский дуэт Петра Мамонова и Олега Янковского, невероятно яркий, впечатляющий, осторожный, эмоционально насыщенный взаимоотношениями Ивана Грозного и митрополита Филиппа. Поэтому есть все основания полагать, что фильм, явившийся последней кинематографической работой талантливейшего Олега Янковского, займет достойное место в истории отечественного кино.
Очень неожиданно решение образа царицы Марии Темрюковны – играет актриса Рамиля Искандер. Энергично, напористо, властно, без лишних слов действует царица, поэтому очень уж современная она получилась. На контрасте «спокойно» рассуждающих и выясняющих отношения царя и митрополита, какой должна быть власть, как править народом и как тяжело Иоганну Грозному бороться с самим собой, царица как-то выпадает из сюжета, нет законченности образа. Впрочем, по историческим справкам, она была не из робкого десятка, выросла в семье черкесского князя, умела лихо скакать на коне, отлично владела оружием.
Думаю, нет надобности повторяться, так как СМИ очень насыщенно информируют об интересе к фильму «Царь».
Скажу, что австрийские зрители не остались равнодушными. После просмотра Р. Искандер, представлявшая премьеру картины «Царь», отвечала на все вопросы в течение часа. Актриса молода, талантлива! Я от себя лично хочу пожелать ей творческих успехов и интересных ролей!

Второй день просмотра
«Плюс один».


Авторы сценария – Н. Гринштейн и
О. Бычкова. Режиссер – О. Бычкова.
В ролях: М. Джабраилова, Д. Скиннер,
В. Ильин, М. Карпович, Е. Цыганов и др.
Когда я увидела Оксану Бычкову, входящую в зрительный зал, мне тут же захотелось с ней поговорить, потому что она мне напомнила героиню моей любимой шведской писательницы Астрид Линдгрен. Я чуть от удивления не вскрикнула, так как буквально на днях перечитывала эту повесть, в которой много задора, фантазии, мудрости, жизненного оптимизма. Передо мной стояла повзрослевшая, мило улыбающаяся «Пеппи». В этот момент я даже и не знала, что она режиссер. Да простите мне мое невежество!
И тут же все начало развиваться, как по сценарию… Переводчик был заменен, и появилась наша Маша Дабич из Австрии, – она виртуозно-синхронно переводит все речи. Маша почти один к одному – героиня фильма «Плюс один», прямо какая-то мистификация! Зато нельзя ни в чем упрекнуть сценаристов, все как в жизни, все как есть.
Режиссер Оксана Бычкова родилась 18 июня 1972 года в Донецке. Сразу после школы поступила и в 1995 году окончила отделение журналистики в Ростовском государственном университете. Работала журналистом на радио. В 2000 году поступила на Высшие режиссерские курсы (мастерская Петра Тодоровского). Первой ее полнометражной работой стал фильм «Питер FM» (2005), где она была не только режиссером, но и одним из авторов сценария. В 2006 году фильм получил приз за лучший дебют на Выборгском кинофестивале «Окно в Европу». В 2008 году вышел ее новый фильм – «Плюс один». Работа в этом фильме английского актера Джетро Скиннера была оценена призом за лучшую мужскую роль на «Кинотавре-2008». А сам фильм в начале сентября получил главный приз «Большое золотое яблоко» на российско-украинском Фестивале продюсерского кино в Ялте.

– Оксана, я посмотрела ваш первый фильм, «Питер FM», – кстати, в этом же зале «Metro-kino». Меня он обрадовал и очаровал. А фильм «Плюс один» – о чем он?
– Мне так хотелось сделать фильм непохожий на первый, но от себя не убежишь. Все мои друзья, посмотрев, сказали, что развитие сюжета, состояние героев напоминает «Питер FM», хотя в истории «Плюс один» действие происходит в Москве. А фильм… о том, что встретились два одиночества. Она – переводчица литературных текстов. Живет себе в изолированном мире и не замечает прелестей обыденной жизни. Он – постановщик кукольных шоу из Британии, приехал провести мастер-класс. Обстоятельства стали складываться так, что они помогли друг другу обрести чувственность, любовь. По жанру это мелодрама.
– А как удалось, два таких противоположных типажа, с разной культурой, соединить в соединимое? Как возникла идея?
– Идея не моя, а моей подруги Наны Гринштейн, и она была очевидицей происходящего. Это было на фестивале кукловодов, куда съехалось множество участников из разных стран, а мастер-класс проводил известный американский кукольник Д. Хенсен. Ее поразило то, что взрослые люди могли так увлеченно «впадать в детство», при этом дурачиться и получать огромное удовольствие. Вот такая «заразительно-радужная» история произошла с моей подругой. Мне захотелось это снять. И узнать побольше о профессии переводчика, ведь человек, который переводит, попадает в некомфортное состояние. Переводчик должен жить жизнью, мыслить, говорить словами другого человека, только на другом языке. И конечно, мне было интересно узнать это. Я наблюдала, думала, разговаривала. Да и Маша, которую мы повстречали здесь, в Вене, еще раз подтвердила эту ситуацию. Так что мы попали в точку.
– Актер Джетро Скиннер, снявшийся в фильме, говорил только на английском? Как пришлось преодолевать языковые барьеры?
– Дело в том, что тот актер, которого утвердили на роль, оказался совсем не таким, как я представляла. Мне пришлось уговорить продюсера отказаться от его услуг, но другого актера не было. Предложили кандидатуру Джетро Скиннера, сказав: «Да, он не такой красивый, не говорит по-русски, почти совсем не известный, но он подойдет – это то, что вы хотите». И действительно, он нам понравился сразу же. Поначалу было трудно, ведь и Мадлен Джабраилова тоже практически английский язык изучала на съемочной площадке. В конце съемок фильма все уже понимали по взмаху руки: «мотор» и «работа», а это говорило о том, что языковых барьеров не существовало.
– Оксана, придерживаетесь ли вы определенного выбора актеров? Я прочла в «ролях» знакомую фамилию.
– Женя Цыганов? Да, я его пригласила сыграть в фильме, но на очень маленькую роль. Кирилла Пирогова мне бы тоже хотелось видеть в своих фильмах. С ними мне хорошо работается, у них многому можно научиться… Но мне всегда интересно открывать новые имена.
– А что можете сказать о феномене «женщина-режиссер»? И есть ли какая-то разница с режиссером-мужчиной?
– Ситуация в кино мне самой пока непонятна, я этого не могу объяснить. Сейчас действительно много женских имен в кинематографе: это Анна Меликян, Вера Сторожевая, Лариса Садилова, всем известная Кира Муратова; среди документалистов – Марина Разбежкина и Валерия Гай-Германика. Но это, наверное, влияние времени. А разница, да ее, наверное, нет. Режиссер – профессия тяжелая, как для мужчины, так и для женщины. Ведь постановка фильма – процесс долгий. Надо уметь растянуть, распределить свой творческий настрой, заставить себя терпеть и ждать результатов, выдержать все: и удачи, и неудачи, и критику тоже.
– Скажите, отличается ли европейская эмансипированная женщина от российской эмансипированной женщины?
– Знаете, мне кажется, отличается, несмотря на то, что проблемы времени встают на один уровень, как для мужчин, так и для женщин, российская женщина остается все такой же внимательной к мужчине, к семье. В ней есть такой запас нежности, сострадания, понимания, доброты…
– Вот и прекрасно! На этом приятном выводе мы и закончим интервью, а я желаю вам добрых, интересных премьер. Удачи, Оксана!
После просмотра фильма «Плюс один» мне захотелось смеяться, замечать незаметные мелочи жизни и радоваться всему, что происходит вокруг. Фильм подкупил меня своей искренностью, наполненностью чем-то добрым и светлым.

Третий день просмотра
«Дикое поле».

Жанр: Драма. Год: 2008. Режиссер: Михаил Калатозишвили. Сценарий П. Луцика, А. Саморякова. В ролях: О. Долин, Д. Сроянович, А. Ильин, Р. Мадянов, Ю. Степанов и др.
Краткое описание:
Молодой врач по имени Митя приезжает на работу в казахстанскую степь, в безлюдье, где находится единственное ветхое строение, называемое медпунктом. Лечит людей, но не только физические травмы – он и целитель душ, который выслушает все горести, печали, проблемы своих пациентов, проникаясь и привязываясь постепенно к своим подопечным, – излечивая любовью. Сам же Митя живет ожиданием писем от любимой, которая должна приехать к нему из большого города, но приехав…
С начальных кадров фильма очаровываешься просторами степи. Она дышит, волнуется, тревожится на протяжении всего фильма, она соучастница происходящих событий. Ветром распахиваются ворота, пронизывает ожидание каких-то очень важных событий. Далекий силуэт человеческой фигуры, маячивший на вершине холма, настораживает и в конце фильма сыграет свою роковую роль несправедливости по отношению к герою фильма.
А повествует картина о жизни простых людей, живущих с природой почти на уровне «первозданности». В первом же драматическом эпизоде «Дикого поля» к доктору привозят некоего Александра Ивановича, который находится при смерти после сорокадневного запоя «от тоски», и оживает лишь от клейма раскаленным железом. Или эпизод, когда человека, практически погибшего от удара молнии, зарывают по горло в землю, и о чудо: он воскресает!
Европейскому зрителю подобные ситуации кажутся шокирующими, неправдоподобными, все это можно отнести к ряду фантастического вымысла, но кадр за кадром, переходящий из одного события в другое, разъясняет – времена такие. Чужой мир, непонятный для австрийцев, но привлекающий событийностью, неординарностью поступков того странного мира в степи. И со временем, по-видимому, так же неудержимо идущий в мир глобализации.
После показа «Дикого поля» актер и главное действующее лицо в фильме – Олег Долин ответил на задаваемые зрителями вопросы: «Режиссер мне поставил «сверхзадачу»: показать счастливого человека, любящего свою профессию, людей, какие они есть. Мой герой никуда и ни от кого не бежит, он такой, ему нравится быть там, где он оказался, пусть даже это бескрайняя степь с экстремальными условиями. Он делает свое дело, лечит людей, он нужен им. Правда, когда уходит его девушка, мне как Олегу Долину показалось, что нужно что-то делать, остановить ее, поговорить… Вживаясь в жизнь героя, понял, что не стоит бежать вдогонку уходящей от тебя любимой – она все равно не вернется. А вот другим людям ты необходим, – ты их опора, а они – твоя. Эта роль дала мне толчок к переосмыслению поступков и моральных ценностей обычной жизни».
Программа кинонедели в Вене показала яркие, талантливые, актуальные работы, как режиссеров, так и актеров. Встречи с современными молодыми российскими кинематографистами оставили очень приятные впечатления и надежду, что российское кино возродилось. После просмотров картин зрители тепло и радушно встречали аплодисментами: Олега Долина, Оксану Бычкову, Рамилю Искандер – они расположили венских зрителей к откровенному разговору о работе над фильмами. Я думаю, что эту традицию следует продолжать. И мне хочется пожелает удачных кинематографических работ всем участникам – и до новых встреч!

Нина Процай

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Города и провинции Австрии:

ЗЕМЛЯ ФОРАРЛЬБЕРГ - VORARLBERG

News image

Площадь: 2601 кв.км. Население: 350 тыс. человек

Бад Кляйнкирххайм

News image

Тип курорта Горнолыжный курорт, термальный курорт. Курортный сезон Горнолыжный сезон длится с середины декабр...

Бургенланд Burgenland - земля Бургенланд

News image

Бургенланд – федеральная провинция Австрии, находящаяся на самом её востоке. Она граничит со странами Венгрией, Словак...

Weissen See

News image

Высота над уровнем моря 929м Площадь (длина) 6,53 кв.км (11км) Глубина (максимальная,средняя) 99,0м (35...

More in: Штирия, Форарльберг, Тироль, Нижняя Австрия, Каринтия, Верхняя Австрия, Бургенланд

Путеводитель по Вене:

Транcпорт - вчера и сегодня

News image

От конных трамваев до уличных трамвайчиков с низкой платформой, от городской железной дороги до метро… Сегодня в Вене представлена одна из самых с...

Туры по дворцу

News image

Посещая дворец, Вы можете выбрать один из двух туров, можете посетить покои с экскурсоводом или самостоятельно. Если Вы самостоятельно осматриваете ...

Январь

News image

Фигурное катание на зимнем катке у Ратуши. Вена. 19.01

Шоппинг в Вене

News image

Где делать покупки: магазины и торговые центры, рынки, бутики, аукционный дом Доротеум : книги, мебель, антиквариат. РАДОСТИ ШОПИНГА Шопинг в...

Специальные сорта кофе

News image

Kleiner Schwarzer маленькая чашечка эспрессо Grosser Schwarzer двойной эспрессо Kleiner Brauner маленькая чашечка эспрессо с молоком ...

Вена: прогулки по столице, достопримечательности

News image

Побродите по Вене самостоятельно, полюбуйтесь прекрасной венской архитектурой! Ведь бегать за экскурсоводом в толпе это одно, а неспешно совершать п...

More in: Развлечения, шопинг, рестораны, Общие сведения, факты, История, факты, Развлечения и достопримечательности