logotype

Зальцбург:

Крепость Хоэнзальцбург

News image

Крепость Хоэнзальцбург, построенная в 1077 году князем-архиепископом Гебхартом и расширенная до громадных размеров князем-архиеп...

Авторизация





Интервью с чрезвычайным полномочным послом Австрии в России Мартином Вуковичем
Австрия - Экономика и политика

интервью с чрезвычайным полномочным послом австрии в россии мартином вуковичем

—Начало председательства Австрии в Сoвeтe Евроcоюза совпало с энергетическим кризисом, разразившимся в Европе в начале января этого года. Очевидно, что это кардинально изменило экономическую и политическую повестки дня для всей Европы. Как это отразилось на вашей стране?

у нас была подготовлена обширная программа. Мы хотели организовать несколько встреч европейских и российских министров в рамках Постоянного Совета партнерства (ПСП) не только в области внешних отношений, но и внутренней безопасности, экономики и транспорта. В рамках ПСП состоялась встреча министров внутренних дел и юстиции. Министры иностранных дел встретились в составе «евротройка» плюс Россия. Мы также подготовили встречи по вопросам транспорта и защиты окружающей среды, но они состоятся под председательством Финляндии. Для совместной реализации этой задачи мы планируем использовать финансовые инструменты, разработанные в ходе подготовки Киотского протокола. Кроме того, экологические технологии хорошо развиты в Австрии, так что российским предприятиям будет полезен и наш опыт. Что касается транспорта, то речь идет о развитии общеевропейских систем речного, железнодорожного, автомобильного сообщения. Этот вопрос министры также обсуждают во втором полугодии. В общем, мы подготовили интересную программу, но события всегда все меняют. С 1 января стало ясно, что повестка дня будет иной: это газ-газ-газ и еще больше газа.

— Как вы расцениваете случившееся?

— Мы точно не знаем, почему это случилось и кто виноват, но фактом остается то, что поставки газа в Европу были прерваны на несколько часов, а это противоречит положениям Европейской энергетической хартии. Москва попала в неловкую ситуацию: ей пришлось объясняться, и вина была возложена на украинскую сторону. Но мы точно не знаем, что же случилось на самом деле. Вместе с Россией мы уже обсуждали вопросы, что необходимо сделать, чтобы эта ситуация не повторялась. Внутри ЕС мы рассматривали возможности развития совместной европейской энергетической политики, которая должна предусматривать не только географическую диверсификацию, но и диверсификацию по видам энергоресурсов.

— В России за диверсификацией склонны усматривать сокращение российского импорта газа.

— Оснований предполагать, как это тут же сделали в Москве, что идея диверсификации означает, что мы будем меньше закупать газа в России, нет. Мы это объясняем совсем иначе. Мы и в будущем будем зависеть от импорта российского газа. Евросоюз импортирует в целом 25-30% своего внутреннего потребления газа, а Австрия, например, — около 65 %. Так что диверсификация не является тем инструментом, который мы хотим применять против кого-то. Это просто разумная позиция, основанная на желании не быть зависимыми только от газа и только из одного источника. С точки зрения России, ЕС не только должен обеспечивать безопасность доставки, но и безопасность спроса. Это обсуждалось в конце мая на саммите ЕС в Сочи. Между президентом России Путиным, австрийским канцлером Шюсселем и президентом Еврокомиссии Баррозу состоялся откровенный разговор, в результате стороны сошлись на том, что в области энергетики Россия и ЕС в будущем останутся взаимозависимыми и что европейцы должны больше покупать природного газа в России, так что импорт российского газа будет только расти. Наши опасения были также связаны с тем, что Россия не сможет быстро увеличивать объемы добываемого газа, поскольку капиталовложения в газовой промышленности России последнее десятилетие были незначительными. Но российская сторона эти опасения отвергла, сказав, что гарантией поставок должны быть долгосрочные контракты с европейскими странами. Кроме того, Россия планирует инвестировать около 100 млрд долларов в следующей декаде в развитие газовой и нефтяной промышленности. Австрия заключилa с Россией новый контракт на 20-летний период до 2027 года, который предусматривает увеличение объемов импортируемого газа почти на 50 %. Здесь нет ничего нового — такие долгосрочные контракты с европейскими странами заключались и раньше. Между прочим, Австрия была первой страной вне соцлагеря, которая еще в 1968 году заключила договор с Советским союзом и с тех пор получала газ без перерыва, за одним маленьким исключением.

— В Еврокомиссии ведутся активные дискуссии о том, что необходимо обеспечивать энергетическую безопасность, но общего понимания этой проблемы пока нет. Какова концепция Еврокомиссии?

— Энергобезопасность подразумевает несколько аспектов. Прежде всего, она означает гарантию поставок газа, особенно в свете того, что случилось в начале января. Второй аспект – это безопасность спроса: производитель должен знать, сколько инвестировать, как работать с иностранным капиталом и т.п.. Третий аспект – это, конечно, транспортная проблема: необходимо, чтобы газ действительно доходил до потребителей. Газопровод из Сибири до Европы идет через такие страны, как Беларусь, Украина, Польша. Россия — тоже транзитная страна, потому что через нее идет газ из Средней Азии. С точки зрения ЕС, сначала надо определить права и обязанности производителей, транзитных стран и потребителей. Для этого хорошей рамкой может послужить уже существующая с 1994 года Международная энергетическая хартия, которую Россия подписала, но не ратифицировала. Протокол, касающийся транзита, не удовлетворяет сегодняшние российские интересы, и Россия несколько раз подчеркивала, что его необходимо поменять.

— В Европе у России сложился довольно негативный имидж, во многом связанный с активной экономической политикой Газпрома. Европейские СМИ называют Газпром «главной компанией Кремля», который таким образом лоббирует свои интересы. Каково ваше отношение?

— У нас с Газпромом никогда не было проблем. То, что случилось в январе, с политической точки зрения было очень неприятным событием для России. Об этом много писали в газетах. Но в Австрии никто не боится, что зависимость от импорта российского газа угрожает благополучию, экономическому развитию или стабильности.

— У иностранных инвесторов возникают проблемы с Газпромом и на территории России. Какова была ваша реакция на попытки приостановить осуществление крупнейшего в России проекта с участием иностранного капитала «Сахалин-2»?

— Это уже случилось после австрийского председательства и не коснулось австрийских инвесторов. Но насколько мы понимаем, претензии, связанные с экологическими проблемами, могут быть обоснованны. Экологические проблемы там, безусловно, существуют. Но я думаю, что они решаемы, и здесь речь идет прежде всего об экономических и финансовых интересах российского государства. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве по поводу «Сахалина-2» было подписан в середине 90-х годов. Тогда в России было очень мало западных инвесторов, поэтому для них создавались наиболее привлекательные условия. Сегодня этот проект очень выгоден для иностранных инвесторов. Но российские власти тоже правы, когда возражают против того, что Shell и другие компании – Total, Exxon, — которые входят в консорциум, в одностороннем порядке повысили затраты по проекту до 20 млрд долларов. Это, конечно, надо обсуждать с Россией, потому что до сих пор SakhalinEnergyне платит налоги. С другой стороны, юристы всегда скажут, что подписанные договоры надо соблюдать — pactasuntservanda. Но если контракт все-таки изменяют, тогда надо проводить совместные консультации.

— На ваш взгляд, как энергетические проблемы отразятся на инвестиционном климате России?

— Все зависит от того, как эти вопросы будут решаться. Необходимо понять, о чем идет речь – о решении только экологических проблем, об участии в проекте «Газпрома» в проекте «Сахалин-2», об изменениях в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве? До тех пор пока партнеры ищут решение по всем правилам и согласно договоренностям, проблем не возникнет. Если же одна сторона нарушает договор, тогда это негативно повлияет на инвестиционный климат России. Пока же и западные, и другие иностранные инвесторы готовы активно инвестировать в России.

— Как в Европе вообще относятся к экспансии российского бизнеса? В августе этого года Внешторгбанк выкупил пакет акций Европейского аэрокосмического и оборонного концерна?

— Это нормальная практика. Компания приобрела 5% EADSна бирже, потому что акции были очень дешевые, а EADS, как вы знаете, находится в затруднительном финансовом положении. Если во Франции или в Германии кто-то испытывал тревогу из-за этой покупки, то причины вряд ли были политические или те в следующей декаде в развитие газовой и нефтяной промышленности. Австрия заключилa с Россией новый контракт на 20-летний период до 2027 года, который предусматривает увеличение объемов импортируемого газа почти на 50 %. Здесь нет ничего нового — такие долгосрочные контракты с европейскими странами заключались и раньше. Между проѽо острая проблема – это неопределенность границ между Россией и балтийскими странами, которые являются членами Евросоюза. Будет ли этот вопрос включен в обсуждение при подготовке нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве?

— Конечно, мы хотим сотрудничать в пограничных регионах, совершенствовать пограничный контроль, организовать удобное движение пассажиров и грузов. Это подразумевает необходимость определить границы между Евросоюзом и третьими странами. Пограничное сотрудничество между Россией и Финляндией – прекрасный пример. Причины, по которым подготовленные соглашения о границах еще не ратифицированы и даже не подписаны, — вы прекрасно знаете.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Города и провинции Австрии:

Шладминг Schladming - земля Штирия

News image

Один из самых престижных курортов Европы, расположенный на границе Штирии с Землей Зальцбург, Шладминг входит в десятк...

Город Линц, история, фото, отели и туры в Линц

News image

Линц (Linz) – главный город федеральной земли Верхняя Австрия в северо-западной части страны. Линц расположился на обо...

Weissen See

News image

Высота над уровнем моря 929м Площадь (длина) 6,53 кв.км (11км) Глубина (максимальная,средняя) 99,0м (35...

Инсбрук

News image

Столица Тироля, один из красивейших австрийских городов Инсбрук, вряд ли нуждается в особом представлении. Лежащий в с...

More in: Штирия, Форарльберг, Тироль, Нижняя Австрия, Каринтия, Верхняя Австрия, Бургенланд

Путеводитель по Вене:

Чем столица Австрии привлекает туристов? Музеи и достопримечательности Вены. Часть 1

News image

Вена, столица Австрии, красива в любое время года. Неповторимый колорит городу придают многочисленные старинные здания, готические соборы, памятники...

Вена. Общественный транспорт

News image

К услугам жителей и гостей города Венские линии Wiener Linien предлагают поездки на электричках (S-Bahn), метро (U-Bahn), трамваях (Strassenbahn),...

Австрийская галерея Бельведер

News image

Oesterreichische Galerie Belvedere A-1037 Wien, Prinz Eugenstrasse 27; A-1030 Wien, Rennweg, 6a Собрание экспонатов XIX-XX в - живопись эпохи модерн...

Вена

News image

Вена - столица Австрии. Площадь 415 км2. Население более 2 млн чел. Проживают австрийцы, хорваты, словенцы, чехи, венгры

Прогулки по Вене. Без лишней информации

News image

Как ни вертись, а наше культурное прошлое, настоящее и будущее принадлежит всем, это наше богатство и время от времени надо проводить инвентаризацию...

Альбертина

News image

Albertina A-1010 Wien, Augistinerstrasse,1 Коллекция рисунков и гравюр тел. +43-1-534 83 0, факс +43-1-533 76 97 Проезд: Время работы: понедельник-в...

More in: Развлечения, шопинг, рестораны, Общие сведения, факты, История, факты, Развлечения и достопримечательности